Первая музыка Древней Руси датируется IX-XII веками. Об этом свидетельствуют памятники литературы и искусства: летописи, иконы, фрески. Например, в житии новгородского епископа Нифонта (XIII в.), в поучениях монаха Георгия (XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов.
Музыка была обязательной частью обрядовых праздников — Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.
Скоморохи были частью русской культуры и в более поздние годы. Музыкантами на Руси (да и в Великом княжестве Литовском, то есть на нынешних белорусско-польско-украинских землях) в далёких уже от нас XIV-XVI столетиях были скоморохи-актёры. В княжеских застольях участвовали бандуристы, гусляры, дудари, лирники, бубнисты, кобзари, цимбалисты, дудочники, тулумбасисты и др. Играли музыканты и на городских, и на сельских празднествах.
Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»
В княжеских дружинах бубны и трубы были главными музыкальными инструментами. Большое распространение получили народные кукольные театры, например, «батлейки», где исполнялись народные песни, танцы, популярные канты. От города к городу путешествовали бродячие старцы, которые исполняли духовные стихи и «думы». Аккомпанировали им на лирах, цимбалах и бандурах музыканты помоложе. В храмах (православных, католических, униатских и др.) звучала церковная музыка и пение.
Первые ноты на бумаге появились в конце XV века (в Бресте, Несвиже, Любче). В 1636 году в Вильно выступала итальянская оперная труппа, которая показала зрителям музыкальный спектакль Марко Скаччи «Похищение Елены». Тогда же в столице Княжества открылась музыкальная иезуаитская академия. Известность получила несвижская музыкальная капелла Радзивиллов, слонимская музыкальная капелла Огинских.
Частыми гостями в восточных славянских землях, что зафиксировано в сохранившихся многочисленных архивных записях, являлись немецкие, чешские, итальянские певцы, дирижёры, инструменталисты, музыкальные капеллы и музыканты-одиночки, Москву посещали известные того времени западноевропейские композиторы.