Головка звукоснимателя, или картридж, – одна из ответственных деталей любого проигрывателя пластинок. При прочих выполненных настройках картридж является первым звеном, отвечающим за качество воспроизведения пластинки. Никакие фонокорректоры и акустические системы не исправят звучания плохого звукоснимателя, а хорошая аудиосистема только подчеркнет его недостатки.

Магнитные звукосниматели появились в обиходе меломанов вскоре после изобретения долгоиграющих пластинок, поначалу конкурируя с пьезокерамическими головками. С появлением High Fidelity (HiFi) – а одноименный журнал стал выходить в 1951 году – и вовсе вытеснили их из употребления благодаря более подходящим качествам для точной передачи звука: малому весу, гибкой подвижной системе и широким частотному и динамическому диапазонам. Правда, магнитным головкам требовался усилитель, корректирующий частоту – фонокорректор, но уже в пятидесятые их стали встраивать в электрофоны, а многочисленные аудиожурналы публиковали схемы усилителей для рукастых меломанов.

Правда, первые магнитные звукосниматели General Electric появились еще до керамических, но они снабжались обычной металлической иглой, были тяжелы и использовались для трансляции граммофонных записей. Самые первые массовые магнитные головки были не очень похожи на те, что в ходу сейчас: прикрутил двумя болтами и слушай. Да и сменные иглы были бескорпусные и требовали навыков обращения с пинцетом. Практически одновременно на рынок бытовой грамзаписи вышли американцы Electrovoice, Fairchild, Shure; англичане выпускали картриджи Decca, датчане – Fonofilm, будущий Ortofon. Картриджи были не похожи один на другой и предназначались для использования с фирменными проигрывателям.

Первыми универсальными головками озадачились General Electric с головкой VR, еще монофонической, которая штатно ставилась на проигрыватели Garrard с конца сороковых. В 1953 году Fairchild изготовили первую коммерческую стереоголовку Model 603, на которой звукотехники испытывали технологию Stereo (именно с ней Joe Grado сделал себе репутацию, уйдя из компании и выпустив головку под своей фамилией), а в 1958 – Model 232, уже доступную покупателям МС-головку. Вскоре Shure выпустили серию Dynetic, самым знаменитым из которой явился картридж M3D, а с ними и Empire со своим 108S. Основное применение полудюймового крепежа изготовители видели в трансляционных проигрывателях, на которых впервые применили универсальное крепление, однако, вскоре энтузиасты стали устанавливать эти головки на свои бытовые проигрыватели, чем способствовали их распространению и популярности. Благо тонармы на выбор можно было купить, написав письмо в магазин, и получить почтой.

Не взирая на то, что развитие двух систем – ММ и МС – шло параллельно, покупатели отдавали предпочтение менее дорогим и более компактным картриджам с подвижным магнитом и не столь сложной системой усиления и коррекции. Благодаря этому у американцев – основных энтузиастов HiFi того времени – самое большое распространение получили недорогие головки Shure и Stanton; к тому же доверие вызывала репутация фирмы-изготовителя микрофонов: моточные изделия Shure получались прецизионными и даже сейчас измеренная индуктивность головки пятидесятилетней давности остается равной для обеих катушек.

В начале шестидесятых у первопроходцев появился конкурент в лице Empire, до того незаметно работавший на проигрывателях Rek-O-Kut. Инженерам удалось расширить частотный диапазон головок до 27кГц, в результате чего изделия стали пригодны для зарождавшейся тогда квадрофонической записи с высокой несущей частотой дополниительных каналов. Наибольшей популярностью пользовалась поздняя серия 2000Е, которая выпускалась более десятка лет в разных вариациях и много картриджей дошло до наших дней вместе с фирменными иголками.

Журналы 50х годов пестрели рекламой таких головок и таких фирм, которых нынче, наверное, никто и не вспомнит. Например, японский Neat VS-1000D – МС-картридж со сменной иглой. Weathers FM – чудо с прижимной силой всего 1 грамм, с патентованной системой преобразования колебаний, подобной передаче радиоволн, только на очень малое расстояние. Похожую систему тогда же развивали в японском Stax, только головка была конденсаторной, не требовала декодера и даже фонокорректора. Или чрезвычайно популярные головки Stanton 4хх серии, разработка Нормана Пикеринга, которые работали с прижимной силой всего четверть грамма.

В Европе в пятидесятые тоже было с пару десятков изготовителей, среди которых выделились британский Goldring и датский Ortofon. Goldring предлагали универсальные картриджи с переворачиваемой двойной иглой: с одной стороны алмаз для долгоиграющих и стерео (с 1958 года) пластинок, с другой – сапфир для шеллака на 78 оборотов. Однако, самым сильным игроком так и остался Ortofon, выпуская МС-головки, в основном, для коммерческого использования. Такие головки до сих пор пользуются спросом у меломанов и стоят немалых денег, например, серия SPU, запущенная в 1957 году и являющаяся, по сути, репликой Neumann DST62, адаптированной к универсальному креплению и оснащенной встроенными трансформаторами. Neumann DST было выпущено столь малое количество, что два десятка лет спустя японские энтузиасты создали копию этой головки под названием Lumiere: внушительное и редкое изделие. Не менее редка и дорога российская реплика Ноймана – Tzar DST. Впрочем, тем, кто желает приобщиться к звучанию, которое создал Georg Neumann, можно порекомендовать менее редкие и оттого менее дорогие головки Ortofon SPU и Decca London: они тоже Нойманн.

Только в семидесятые фирма Ortofon вышла на рынок с головками типа ММ – серий VMS и F, решив, таким образом, проблему заводской комплектации европейских проигрывателей высококачественными картриджами. Серия VMS выпускалась продолжительное время и новые картриджи по сей день можно найти в продаже. Конкуренты, конечно были: во-первых, в виде головок ELAC, ничем не уступающих Ortofon и массово поставлявшихся даже в США, где с головками проблем и так не было, но купить картридж ELAC можно было, чаще всего, только вместе с проигрывателем ELAC. Головки Philips продавались свободно, но по характеристикам сильно уступали упомянутым двоим. В остальном, изготовители выпускали лицензионные копии американских картриджей: голландский Tenorel, с которого поляки копировали свои MF-100, был калькой Astatic MF-100. Philips – лицензиат Shure. Особняком стоял Bang & Olufsen с запатентованной технологией cross-magnet, но эти головки кроме как на фирменные проигрыватели никуда не установить из-за особенности крепежа.

Отдельная история – картриджи японские.

Одним из первых и выдающихся был Denon. С одной стороны, выпускались узкоспециальные МС головки типа Denon DL102 с очень ограниченным диапазоном и предназначавшиеся для монофонического музыкального радиовещания. Этот картридж до сих пор в производстве – более 50 лет. С другой стороны, Denon DL-103 – стерео МС головка, впервые увидевшая свет в 1963 году и показавшая частотный диапазон от 20Гц до 45кГц, с учетом отсутствия на тот момент квадрофонии – простое “ноу хау” японцев, которое до сих производится и весьма ценится в узких кругах тех меломанов, которые могут себе позволить столь недешевое приобретение.
Тогда же появилась и Audio Technica с картриджами попроще. Тоже, кстати, производитель микрофонов, трансформаторов и прочих моточных изделий. Головки Audio Technica типа ММ стали пользоваться бешеной популярностью у небогатых буржуа, а типа МС – у состоятельных.

Говорить о японских картриджах европейцу порой сложно: судя по настройкам аппаратуры в части амплитудно-частотных характеристик, японцы вообще слышат звук несколько иначе, отсюда и существенная разница в звучании изделий японских и американо-европейских.

В семидесятые кардинально изменился принцип изготовления картриджей. Если раньше из собирали вручную сидящие за рабочим местом симпатичные аккуратные девушки, то теперь процесс конвейеризировался, мотать катушки стали автоматы, клеить алмазы к кантеливеру – тоже. Человеку оставалось только собрать и проверить приборами номиналы элементов. Возможно, в этой связи что-то изменилось в звуке, говоря метафизически: ушла “душа”? В любом случае, не стоит отказывать себе в экспериментах со старыми картриджами: никогда не знаешь, на что способен маленький индуктивный прибор. Иногда он может удивить.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *