Брайан Ино – один из первопроходцев жанра эмбиент, некогда клавишник группы Roxy Music, создал в 1985 году одно из самых продолжительных и воздушных звуковых полотен за всю свою карьеру. По сути, 60-минутная композиция “Thursday Afternoon” – саундтрек к фильму, увидевшему свет в 1984 году. Год спустя музыкальная дорожка была издана сольным лонгплеем Ино.
Основная обложка альбома “Thursday Afternoon”
По сути, эмбиент на этом продолжительным треке состоит из простых, минималистичных мелодических ходов, кропотливо обработанных в студии. Структурно композиция амбивалентна лишь при первом прослушивании: на самом деле, это – цикл из семи звуковых ландшафтов, иллюстрирующих семь различных картин. Собственно, именно так выглядит видеоряд: визуализация статичных состояний средствами киноискусства. По признанию самого музыканта, это картины (и в кино, и на альбоме), на которых внимание зрителя/слушателя может не концентрироваться; воспринимающий субъект оценивает звучание музыки как бы вскользь, мимоходом. Такая неуловимость, решённая средствами звукорежиссуры, подчёркивает неуловимость каждого мгновения при всей его подлинности.
Обратная сторона обложки альбома “Thursday Afternoon”
При внимательном прослушивании диска складывается ощущение атмосферного простора. Ино и правда моделирует пространство музыкальными средствами, а на этом альбоме инструментарий состоит из обработанных звуков фортепиано и тягучего электронного звучания. Прозрачные звуковые текстуры незаметно для слушателя напластовываются в одно грандиозное полотно, а семь разных частей незаметно перетекают друг в друга.
Слушать альбом “Thursday Afternoon” длительностью 60 минут 50 секунд:
Новатор Ино использовал возможности компакт-дисков, которые незадолго перед этим стали получать распространение. Он одним из первых использовал не старый “пластиночный” формат с традиционным разделением на стороны, а заполнил всё пространство CD одним эмбиент-треком. При этом музыка, записанная на цифровом носителе, была создана аналоговым способом на 24-канальной студии.
Рассуждая ретроспективно, можно сказать, что “Thursday Afternoon” – классическая работа в жанре эмбиент.